Горные лыжи и сноуборды. Интернет-магазин




Основные понятия

 по материалам сайта Skimaster.Ru 

Сноуборд - явление сравнительно молодое, первые подобия этих досок появились около 30 лет назад. В конце 1970-х было налажено серийное производство. С тех пор популярность этого спорта неуклонно ростет. В 1990 г. была создана ISF - Международная федерация сноуборда. А в 1998 г. сноубор-динг стал олимпийским видом спорта.

ТРАССЫ

Кататься на сноуборде можно как по стандартным горнолыжным трассам (если нет запрета) и целине, так и по созданным специально для катания на доске. На курортах Европы запреты на катание на сноуборде по горнолыжным трассам не редкость, в России же подобные дискриминационные меры по отношению к сноубордистам пока не часты.

Специализированные участки склона для катания на сноуборде называют сноу-борд-парками (то же, что и фан-парки или сноу-парки). Хороший сноу-парк включает хафпайп, трассу бордеркросса, различные трамплины, перила, столы и прочие приспособления для катания, прыжков и акробатических трюков.

ХАФПАЙП. Halfpipe - дословно "половинка трубы". Своего рода искусственная канава, покрытая плотным снегом и расположенная вдоль склона. Обычно длина пайпа 80-150 м, глубина - 2-4 м, ширина - 10-18 м. Дно плоское, с плавными переходами в вертикальную стенку. Райдеры разгоняются, переезжая с одного борта на другой, и, вылетая, выполняют различные трюки.

КВОТЕРПАЙП. Quaterpipe - дословно "четвертинка трубы". Невысокая стенка с плавным переходом по радиусу из горизонтали в вертикаль. СЛАЛОМ. Спецтрасса для отдельного вида соревнований. Почти то же самое, что и слалом на лыжах.

БОРДЕРКРОСС. Boardercross - иначе "скоростной спуск на сноуборде". Участники стартуют группами по 4 человека и мчатся по трассе, имеющей бугры, трамплины и канавы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Тип и длина доски определяются прежде всего весом райдера, стилем катания и умением. Начинающему лучше подбирать доску из категории фристайл (Freestyle). Для среднего молодого человека весом около 70 кг, который собирается кататься на небольших склонах, подойдет модель размером 150 см, соответственно, для 60 кг - 145 см, а для 80 кг - 155 см. Желательно, чтобы первая в жизни доска была не очень длинной, не особо жесткой и не слишком тяжелой. Если размер ноги не больше 38-го, то ширина талии доски (самой узкой ее части) должна быть меньше, чем обычно, а именно - 23-24 см, если же нога 43-го размера и больше, то талия должна быть 25-26 см и шире. Чем больше нога, тем шире талия.

Базовое расстояние между креплениями должно равняться расстоянию от пола до колена, а при выборе доски нужно руководствоваться следующими несложными правилами:
  • чем тяжелее райдер, тем больше расстояние;
  • чем опытнее райдер, тем меньше расстояние;
  • чем больше резаных поворотов при катании, тем меньше расстояние.
Существуют еще два понятия, важные при установке креплений, - Guffy и Regular. Guffy называют тех, кто катается правым боком вперед (и при поворотах и торможении переносит центр тяжести на правую ногу). У них толчковая нога левая. У тех, кого называют Regular, - все наоборот. Существует весьма приблизительной способ проверки, к какой группе вы относитесь. Вспомните, какой ногой вы толкаетесь, когда катаетесь в обычной обуви по льду. Однако с этим лучше разбираться уже на склоне, попробовав прокатиться и как Guffy, и как Regular.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В России можно купить сноубордическую экипировку почти четырех десятков фирм. В том числе таких гигантов, как Burton, K2, Nitro, Oxygen, Rossignol, Salomon, Volkl и многих других, предлагающих не только доски, ботинки и крепления, но и полный спектр аксессуаров. Доски имеют свои характеристики - длина, глубина бокового выреза (показывающая, окружность какого радиуса опишет доска, если ее непрерывно вести на одном канте), жесткость изгиба (устойчивость к продольному изгибу), торсионная жесткость (устойчивость к скручиванию). В соответствии с характеристиками доски подразделяются на следующие виды.

FREESTYLE 140-155 см. Доски с короткими носками и пятками, малым радиусом бокового профиля, одинаковыми параметрами на изгиб как передней, так и задней части. Ориентированы на катание по жесткому и полужесткому снегу в хафпайпе и сноуборд-парке. Подходят в том числе и для склонов, не особо заснеженных. Разработаны для поворотов малого радиуса, движения как вперед, так и назад. Ориентированы на тех, кому полеты важнее поворотов. Эти же доски подходят для начинающих.

FREERIDE 145-165 см. Доски этого типа разрабатываются для людей, которые катаются по разным склонам, на разных скоростях и больше поворачива-ют, нежели летают. По сравнению с моделями для фристайла они длиннее (более длинные носки и пятки) и имеют больший радиус бокового профиля. В целом - жестче, чем фристайловые модели. Поскольку эти доски больш ориентированы на катание в одну сторону, задняя половина доски жестче передней. Зона постановки креплений слегка сдвинута назад - для пущей ус тойчивости на высоких скоростях, крутых склонах и мягком снегу.

LONGBOARD 165-200 см. Доски для катания на суперскоростях по целинному снегу. Обычно это запасная доска опытного райдера, которую он берет в горы на случай большого снегопада или спуска по неизведанным склонам. Самые длинные доски. Некоторые из них (модели с разрезанным хвостом) предназначены только для глубокого снега.

CARVING 165-195 см. Достаточно длинные доски с узкой талией, жесткие как на изгиб, так и на скручивание, пятка почти не загнута, носок низкий. Предназначены для опытных райдеров, режущих жесткие склоны на высоких скоростях.

RACING 145-175 см. Доски для соревнований, максимальных скоростей, идеальных резаных поворотов, ледяных склонов. Идеальны для агрессивного стиля катания. Узкая талия для быстрой перекантовки (переход с одного канта на другой), высокая жесткость на изгиб, максимальная жесткость на скручивание. Длина зависит от веса райдера.

WOMAN 135-150 см. Доски, ориентированные на "легких райдеров". Появились относительно недавно. У них узкая талия, они мягче на изгиб.

KIDS 90-135 см. Доски, разработанные специально для детей. Короткие и мягкие, с соответствующей маленьким ногам талией и шириной.

БОТИНКИ

Подобно доскам, ботинки разделяют на мягкие (любительские) и жесткие (профессиональные).

МЯГКИЕ. Наиболее распространенный тип ботинок. Удобны как для катания, так и для пеших прогулок. Максимум свободы и комфорта. Бывают одинарные и двойные (с внутренним ботинком, который можно вынуть и просушить). Некоторые внутренние ботинки делают из материала, принимающего форму ноги и, самые дорогие, с индивидуальной заливкой по ноге. Для того чтобы было не больно приземляться, в подошву встраивают разные амортизаторы.

ЖЕСТКИЕ. Специальные модели, разработанные на базе альпинистских и горнолыжных ботинок. Обеспечивают максимально точную передачу нагрузки от ноги к доске, облегчают управление, разгружают ногу. Однако могут быть травмоопасными. Рекомендуются для опытных райдеров.

КРЕПЛЕНИЯ

Крепления могут застегиваться как вручную, так и автоматически - так называемые стэп-ин (step-in). При падении они не отстегиваются в принципе. Пугаться этого не стоит, сноуборд - не лыжи, вероятность сломать ногу из-за крепления ничтожно мала. Крепления должны быть удобными. Ботинок - легко входить и выходить, замки и ремешки такие, чтобы было легко застегивать и расстегивать, не снимая перчаток. Чем больше у крепления регулировок под конкретный ботинок, тем лучше.

Мягкие крепления - наиболее распространенный тип. Традиционный вариант состоит из платформы, двух, редко трех ремешков с застежками-замками, монтажного диска и болтов. Делают мягкие крепления из различных типов пластика, включая пресловутый углепластик (карбон), иногда все еще из алюминия. Ощущение от металла не из приятных, даже если приклеить резинку, да и есть риск погнуть платформу.

Жесткие крепления - разработаны для жестких пластиковых ботинок, встречаются и автоматически застегивающиеся варианты. Состоят из платформы с монтажным диском и двух металлических дужек, спереди и сзади, которые как раз и зажимают подошву ботинка с помощью пластикового замка на передней дужке.

Step-in. С этими креплениями нет нужды сидеть на снегу и мерзнуть, пока их застегиваешь. Топнул одной ногой, потом другой - и поехал. Существует более 10 основных типов, которые отличаются по принципу действия. По весу и цене комплект step-in сравним с традиционным мягким комплектом хорошего качества. |!|АКСЕССУАРЫ|

ШЛЕМЫ И ЩИТКИ

Горнолыжные щитки закрывают колени, запястья и локти, а дуги на ручках палок защищают пальцы. Практически они нужны спортсменам-профессионалам и регулярно соревнующимся любителям. На трассе с "падающими флагами" шлем очень полезен из-за "эффекта хлыста". Ты бьешь флаг рукой, а он шлепает тебя свободным концом по голове. Специально для слалома выпускают облегченные каски-козырьки, которые защищают и голову, и лицо. Для скоростных соревнований каска, безусловно, необходима.

Обычная каска устроена по типу кокосового ореха, она состоит из твердой оболочки (чаще стеклопластиковой). которая воспринимает основную нагрузку, и мягкого внутреннего слоя, который поглощает энергию удара и спасает голову от ушибов. В касках делают отверстия для вентиляции, углубления под очки, а иногда встраивают наушники для рации. За рубежом профессионалы, лихие любители, да и просто люди, которые берегут свои мозги, катаются в касках. В цивилизованных странах дети, катающиеся на лыжах или сноубордах, обязаны носить шлемы. И хотя, к сожалению, в России пока таких законов нет, очень важно соблюдать это правило безопасности. Каски для взрослых и детей выпускают компании Invicta, Cebe, Carrera, Scott, Rudy Project, Uvex, Boeri и др.

ОЧКИ

Немаловажная часть обмундирования горнолыжника - защитные очки. В горах очки необходимы, так как сильное ультрафиолетовое и инфракрасное излучения могут нанести существенный урон зрению. Очки могут быть как традиционными солнцезащитными, так и очками-маской - почти как для ныряния, или очками-экраном - со сплошным фильтром-щитком на дужках. Очки больше подходят для теплой погоды, маска хороша, когда падает снег или дует ветер. Любой из вариантов должен надежно защищать глаза от мощного светового потока, и особенно - от ультрафиолетовых лучей. Лучше всего иметь две пары очков (или хотя бы два фильтра): темные - для яркого горного солнца и желтые - для тумана. В очках ставят фильтры разных цветов:
  • прозрачный - подходит для ночного катания;
  • розовый - подчеркивает неровности рельефа при рассеянном освещении;
  • желтый - убирает часть лучей голубой области спектра, спасает при тумане, как бы просветляя картинку;
  • оранжевый - обеспечивает хорошую видимость при рассеянном свете;
  • зеленый - всепогодный вариант, который неплохо работает как при плоском освещении, так и при ярком солнце;
  • коричневый - хорошая защита при ярком освещении;
  • серый - подходит для 80% ситуаций в горах, стандартный вариант для солнечной погоды;
  • зеркальный - отражает часть светового потока, включая инфракрасные лучи, больше всего подходит для яркой солнечной погоды;
  • поляризованный - убирает блики от снега.
Очки-маска напоминают по конструкции маску для подводного плавания. Они защищают глаза и верхнюю часть лица не только от света, но и от ветра, снега и дождя. В маску ставят как одинарные, так и двойные фильтры. Последние устроены по принципу термоса, между двумя слоями пластика - вакуум, это уменьшает вероятность запотевания очков.

С той же целью в оправе делают хитроумные отверстия для доступа воздуха. У фирмы Smith даже есть модель маски с микровентилятором. Если очки запотели, включаешь моторчик, и туман исчезает. Обычно фильтры для масок имеют антизапотевающее покрытие внутри и водо- и грязеотталкивающее покрытие снаружи. Для людей со слабым зрением существуют маски особой формы - под них можно надеть очки с диоптриями. Спортивные солнечные очки более изящной формы предпочитают желающие получить ровный загар. Они отличаются от обычных темных очков тем, что фильтры (из сообра жений безопасности) делают из высококачественного пластика. Этот пластик не крошится на мелкие осколки, как минеральное стекло, а некоторые фильтры практически не бьются. Оправа у них легче, у некоторых моделей дужки и упоры для носа регулируются, у некоторых есть шоры, закрывающие глаза от солнца сбоку (это особенно важно в походах по горам). Вообще говоря, оправа - это вопрос удобства и моды, а фильтры - безопасности. Самое дорогое в очках - это фильтры, и особенно хитрое многослойное покрытие. Наиболее известные фирмы в России: Adidas. Alpina, Arnet, Bolle, Briko, Carrera, Cebe, Oakley, Rudy Project, Scott, Smith, Uvex.
© 2008 ATOM-BOARD.RU
Информационный сайт о сноубордах Atom (Сноуборды Атом).
Сайт содержит материалы, представленные производителем и магазинами.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.
Продажа сноубордов ATOM.